Меню
 

Новости

 

все новости

04.08.2017

Бланки строгой отчетности-2017: когда и как применять

По поводу возможностей применения БСО в 2017 году существует множество инсинуаций и кривотолков. Некоторые из них спровоцированы слишком прямолинейной трактовкой писем Минфина России.

Попробуем прояснить ситуацию. Обратимся к определениям, содержащимся в статье 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ о расчетах с применением ККТ:

  • бланк строгой отчетности — первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги;
  • автоматизированная система для бланков строгой отчетности — контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.

Из приведенных формулировок следует, что бумажная форма БСО создается в момент расчета с покупателем. Получается, что БСО, заблаговременно изготовленные типографским способом, использовать уже нельзя. Так ли это?

Типографские бланкам продлили жизнь

На самом деле в отношении применения БСО следует руководствоваться иной нормой — пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2016 № 290-ФЗ о внесении изменений в базовый закон о ККТ. В нем оговорено, что БСО можно выдавать в прежнем порядке до 1 июля 2018 года. А значит — как и прежде, следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

Пункт 4 Постановления 359 допускает использование как типографских бланков, так и бланков, сформированных с использованием автоматизированных систем. При этом требования к автоматизированным системам установлены пунктами 11 и 12 Постановления 359. В них речь идет вовсе не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа. Обратите внимание: аналогичные требования предъявляются к контрольно-кассовой технике. Поэтому простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может (письмо Минфина РФ от 07.11.2008 № 03-01-15/11-353). Тем не менее, типографские формы БСО никто не отменял.

Следовательно, определение БСО, представленное в Законе № 54-ФЗ, до 1 июля 2018 года не применяется.

Доверяй, но проверяй

Опираясь на нормы Закона № 54-ФЗ, Минфин России письмом от 27.04.2017 № 03-01-15/25765 разъяснил, что бланки строгой отчетности, выдаваемые организациями и индивидуальными предпринимателями, «после 01.07.2018 должны быть сформированы с применением ККТ». В главном чиновники безусловно правы: автоматизированная система для бланков строгой отчетности будет считаться контрольно-кассовой техникой (согласно определению законодателя). Однако некоторые формулировки данного письма требуют пояснений.

Во-первых, формально порядок применения БСО изменится не после 1 июля 2018 года, а начиная с этой даты. С позиций гражданского законодательства «до» означает, что действие может быть совершено ранее наступления указанной даты (ст. 190, п. 1 ст. 194 ГК РФ). В свою очередь Федеральный закон от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» (п. 7 ст. 2) определяет календарный день как период времени продолжительностью двадцать четыре часа, имеющий порядковый номер в календарном месяце. Наступление неизбежного события, указывающего на окончание срока — 00 часов 00 минут 1 июля.

Обратите внимание

Письмо Минфина России порождает впечатление, что БСО можно направлять покупателю по электронной почте. Между тем в настоящее время такой порядок не действует.

В итоге окончание срока применения типографских БСО приходится на 30 июня 2018 года, но это суббота. Следовательно, последний день срока переносится на первый рабочий день — понедельник, то есть на 2 июля 2018 года. Основание — статья 193 Гражданского кодекса РФ. Получается, что новый порядок начнет действовать после 1 июля 2018 года. Чиновники не ошиблись.

Во-вторых, в письме сообщается, что БСО «выдаются организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы, оказывающими услуги населению». Авторы письма всего лишь воспроизвели формулировку, примененную в Законе 299-ФЗ. Но применение БСО при расчетах за выполненные работы никогда не позволялось. Бланки по-прежнему можно использовать исключительно в случае оказания услуг населению.

В третьих, письмо порождает впечатление, что БСО можно направлять покупателю по электронной почте. Между тем в настоящее время такой порядок не действует. БСО в электронной форме получают право на существование после 1 июля 2018 года.

Что такое «услуги населению» и кто есть «население»

Чтобы применять БСО на законном основании, необходимо определиться, что понимать под услугами населению. Ответ вы найдете в приказе Росстата от 23.05.2016 № 244 «Об утверждении собирательных классификационных группировок „Платные услуги населению“». Документ это нормативный, поскольку зарегистрирован в Минюсте России. Тем самым перечень услуг населению носит закрытый характер.

Имейте в виду — оформлять посредством БСО расчеты по договорам, заключенным с юрлицами и ИП, запрещено. Последние не считаются населением. Дело в том, что на основании статьи 783 Гражданского кодекса РФ к договору возмездного оказания услуг населению применяются положения о бытовом подряде. В свою очередь статья 730 «Договор бытового подряда» Гражданского кодекса РФ характеризует заказчика как гражданина, обратившегося за удовлетворением бытовых или других личных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Споры с «населением» регулирует Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Что ждет нарушителей

Постановлением Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 (п. 4) разъяснено, что невыдача БСО влечет за собой такую же ответственность, как осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины. Аналогичная позиция представлена в письме Минфина России от 27.12.2016 № 03-01-15/78348. Таким образом, невыдача БСО, как и кассового чека, грозит применением частей 2, 3 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Напомним: штрафы по этой статье составляют для должностных лиц — от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, но не менее 10 000 рублей, для юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей. Ну а повторное правонарушение грозит должностным лицам дисквалификацией — от одного года до двух лет.

Источник: www.buhgalteria.ru/article/n158709

Узнать больше о Системе Главбух

Заказать демонстрацию

 

    

Обратная связь