Меню
 

Статьи

 

все статьи

04.03.2019

Экологическая ответственность офиса. Нужно ли платить государству за мусор?

Офис и экология

Скоро 8 марта, Международный женский день, но за приготовлениями к празднику не следует забывать и о более приземленных вещах, таких как сдача декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — декларация о НВОС), крайний срок которой наступает 7 марта.

Не торопитесь закрывать страницу, если у вас обычный офис, в котором не образуется никаких отходов, кроме бумаги и чайных пакетиков, а их вывозит подрядчик по договору. Малое количество мусора и заключение договора на его вывоз от внесения платы за НВОС и необходимости сдачи соответствующей декларации само по себе не спасает.

Да, многих эта ситуация еще не коснулась, но это сугубо по недосмотру исполнительной власти, которой пока в данном случае выступает Росприроднадзор. В планах Правительства перенести все подобные платежи в Налоговый Кодекс и передать их администрирование от Росприроднадзора к Минфину в лице ФНС, а у этого органа с фискальной функцией все в порядке.

На данный момент проект еще проходит общественную и антикоррупционную экспертизу (информация с официального сайта regulation. gov). При этом возникли некоторые трудности: так Минфин, сосредоточившись на пополнении бюджета и введении всеобщего администрирования, потерял экологический смысл и «окрашенность» (целевитость) данных сборов. Работы много, поэтому до конца года новостей по этому законопроекту можно не ждать.

Тем не менее относительная беззубость Росприроднадзора не должна усыплять Вашу бдительность. Пара жалоб на забитые контейнеры на вывоз мусора от конкурентов или неравнодушных активистов и на Вас могут обратить внимание.

Итак, как же сделать так, чтобы не бояться подобного внимания со стороны проверяющих органов?

Плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят компании и ИП, у которых образуются отходы (п. 1 ст. 16 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Отходы — это все, что образовывается в процессе производства товаров (работ, услуг) или их потребления и подлежит в дальнейшем удалению. То есть вообще все вплоть до чайных пакетиков, бумажек и смета.

Заключение договора со специализированной организацией на вывоз мусора или даже продажа этого мусора (находятся и такие схематологи) от платы за НВОС не спасет. В первом случае компания по факту будет оплачивать только расходы на транспортировку (что бы ни было написано в договоре). А при продаже не поменяется факт первоначального размещения отходов именно компанией, а ведь конкретно за это и взимается плата.
Размер платы по сданной декларации зависит от количества и класса опасности отходов. Обычно у организаций, где образуется только офисный и бытовой мусор, возникает резонный вопрос, неужели платить нужно за абсолютно любые отходы?

Здесь нужно рассказать о следующей составляющей платы за НВОС, — о так называемых объектах негативного воздействия на окружающую среду. Их 4 категории, все 4 подразумевают наличие определенного уровня опасности для окружающей среды, при этом самая безопасная категория — четвертая (выбросы загрязняющих веществ до 10 тонн в год, при этом нет промышленных и радиоактивных выбросов).

Все 4 категории требуют постановки на учет в Росприроднадзоре. А дальше самое интересное, есть льгота, позволяющая не сдавать декларацию по НСОВ и не платить взносы по НСОВ, но она формально предусмотрена только для тех, кто официально получил категорию 4 класса на свои объекты. Из закона прямо не следует, что она автоматически распространяется на тех, у кого нет объектов НВОС вообще, т. е. на большинство «офисных» компаний. Бескатегорийные производства на учет в Росприроднадзоре не ставят.

В ряде регионов с этим возникают проблемы, т. к. на местах обычно не любят толковать закон телеологически (исходя из цели регулирования) и предпочитают поступать совершенно формально, следуя только букве, но не духу закона.

Вместо того, чтобы надеяться на благоразумие исполнительной власти, лучше обзавестись соответствующей письменной позицией Росприроднадзора на Ваш частный запрос.

Есть еще один безопасный вариант не платить взносы НСОВ, но он не освобождает от сдачи декларации

Дело в том, что за размещение отходов платить не нужно, если окажется, что ваш мелкий мусор относится к категории ТКО (твердые коммунальные отходы), но в декларации его все равно нужно будет отразить в специальном разделе.

Как определить какой у вас конкретно мусор и является ли он ТКО?
Такая информация отражается в паспорте отходов (Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792). На каждый отход, кроме 5 класса опасности, нужен паспорт (не путайте класс опасности отходов с категориями опасных объектов). Класс опасности — это последняя, 11-ая цифра в номере.

Чтобы отличить позицию 7 33 100 01 72 4 (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)) от, например, позиции 7 33 100 02 72 5 (мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный) требуются специальные экологические знания. Обычный бухгалтер или юрист этого сделать не в состоянии. Поэтому безопаснее иметь паспорта отходов на весь имеющийся мусор.

Из хороших новостей можно выделить то, что Правительство РФ «заморозило» ставки платы за НВОС при размещении ТКО IV класса опасности в 2019 — 2023 годах (Постановление Правительства РФ от 16.02.2019 N 156) на уровне 95 рублей за тонну. Правда стоит отметить и то, что решение не будет иметь никакого значения, если данный платеж заменят новым экологическим налогом, который, как говорилось выше, можно ожидать уже в 2020 году.

Хотим также напомнить, что декларация по НВОС — это не единственная экологическая отчётность, которую надо сдавать.


Узнать больше о Системе Главбух

Заказать демонстрацию

 

    

Обратная связь