Меню
 

Новости

 

все новости

06.10.2017

Как власти собираются увеличить производительность труда?

Минэкономразвития представило план по увеличению производительности труда. Генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов изучил предложение ведомства и по просьбе «Расчета» написал об этом авторскую колонку.

Повышение производительности труда — задача, стоящая перед нашим государством даже не годами, а десятилетиями. Попытки не раз предпринимались и в СССР, и в постсоветской России. Однако приходится констатировать, что успеха на этом поприще добиться так и не удалось.

Можно предположить, что и новую программу, к сожалению, постигнет та же печальная участь. Итак, в чем же состоит новый план?

Первый блок

Первый блок — собственно повышение производительности. А второй — поддержка тех, кого уволят в результате реализации первой части программы. Производительность труда предполагается повысить следующим образом: в каждом регионе, участвующем в программе (на первом этапе таких регионов пять), отберут некие компании, которым за счет бюджета наймут консультантов (преимущественно из числа компаний «большой четверки»). И эти консультанты предложат компаниям набор мер по увеличению производительности труда.

Естественно, долгосрочные меры потребуют денег. Поэтому те самые избранные компании получат приоритетный доступ к деньгам ВЭБ, Фонда развития промышленности, Российского экспортного центра и даже к возможности использования инвестиционного налогового кредита.

Для того чтобы компании, не попавшие в число избранных, тоже почувствовали себя причастными, на базе ВЭБ будет создан центр компетенций, обратившись в который, любой бизнесмен сможет увидеть, насколько производительность труда в его организации нуждается в увеличении, и автоматически получит список экспертов, к которым надо обращаться, чтобы соответствовать лучшим показателям. Правда, оплачивать труд экспертов придется, судя по всему, уже из собственного кармана. Дополнительно к этому предполагается в очередной раз снизить административные барьеры, стимулировать создание высокотехнологичных рабочих мест и т. д.

Второй блок

Государственное доверие Однако главное, о чем, на мой взгляд, следует задуматься — а зачем компаниям хотеть увеличивать производительность труда? Вернее, какие компании по-настоящему озабочены этим? Думаю, те, что существуют в развитой конкурентной среде. Иного стимула, кроме конкуренции, уверен, просто не существует. Конкурентная среда характеризуется большим числом компаний, производящих тот или иной продукт. Неэффективные предприятия уходят с рынка, эффективные — развиваются. На место ушедших приходят новые. Конкуренция заставляет искать другие методы работы, применять новые технологии, оптимизировать процессы. Для этого нужны инвестиции, причем долгосрочные. А такие инвестиции возможны только тогда, когда любой ИП уверен в том, что правила предсказуемы, что его собственность находится под защитой закона, когда он видит, что государство понимает важность его работы и всячески способствует развитию бизнеса.

Государственное доверие

Однако главное, о чем, на мой взгляд, следует задуматься — а зачем компаниям хотеть увеличивать производительность труда? Вернее, какие компании по-настоящему озабочены этим? Думаю, те, что существуют в развитой конкурентной среде. Иного стимула, кроме конкуренции, уверен, просто не существует. Конкурентная среда характеризуется большим числом компаний, производящих тот или иной продукт. Неэффективные предприятия уходят с рынка, эффективные — развиваются. На место ушедших приходят новые. Конкуренция заставляет искать другие методы работы, применять новые технологии, оптимизировать процессы. Для этого нужны инвестиции, причем долгосрочные. А такие инвестиции возможны только тогда, когда любой ИП уверен в том, что правила предсказуемы, что его собственность находится под защитой закона, когда он видит, что государство понимает важность его работы и всячески способствует развитию бизнеса.

Обратите внимание

Составители плана подумали и о том, что в результате роста производительности труда начнут высвобождаться трудовые ресурсы. Их предлагается трудоустраивать. Причем, если кто-то возьмет на работу сотрудника, уволенного из компании, участвующей в программе, то государство поощрит нового работодателя, например, отсрочкой уплаты налогов.

В общем, главный вопрос — вопрос доверия предпринимателя государству. Если же бизнес существует, как в осаде, и каждый день приносит предпринимателю новые неприятные сюрпризы, то желание строить долгосрочные планы вряд ли возникнет. Напротив, неблагоприятная среда скорее заставит готовиться к быстрому выводу максимально возможного объема средств и прекращению деятельности. Одна только практика блокирования денег клиентов банками в рамках исполнения требований пресловутого закона № 115-ФЗ наносит доверию бизнеса к государству значительный ущерб. Ведь наряду с неблагонадежными компаниями под каток попадают и реально работающие предприятия, в одночасье лишающиеся возможности продолжать свою деятельность. Информация об этом распространяется быстро, даже если масштаб проблемы невелик, и страх оказаться в таком же положении отнюдь не способствует размышлениям о вложении значительных средств в повышение производительности труда, даже если эти средства каким-то образом предприятие может получить. И здесь никак не поможет пусть даже очень успешный пример работы избранных компаний. А еще вероятнее, что рекомендации консультантов так и останутся просто рекомендациями, нереализуемыми на практике даже в этих избранных организациях.

Источник: www.buhgalteria.ru/article/n159876


Больше информации вы найдете в Системе Кадры

Посмотреть демоверсию

 

    

Обратная связь