Все контрольные проверки, и особенно мероприятия, проводимые налоговым ведомством, становятся настоящим испытанием даже для процветающей и стабильно работающей компании, имеющей четко отлаженный оборот документов и соблюдающей все существующие должностные инструкции.
Контрольные проверки испытывают на прочность, прежде всего, две структуры юридического лица – бухгалтерию и службу юристов.
Камеральные и выездные контрольные проверки налоговой инспекции не входят в исключение. Они не только создают определенный риск для налогоплательщиков, но еще эффективно мобилизуют имеющиеся знания, стимулируют подготовку специалистов высокой квалификации благодаря получаемому опыту общения с работниками государственных структур.
Несомненно, главная нагрузка по сбору материалов для налоговой проверки всецело ложится на работников бухгалтерии, но юристы компании также находятся в полной готовности контролировать все основные этапы работы налоговых органов.
Как свести к минимуму риск составления претензий по результатам контрольной проверки?
- Юрист должен заблаговременно провести подробный инструктаж всех работников бухгалтерии или разработать регламент прохождения проверочных мероприятий, уточнить порядок взаимной работы подразделений.
- Не лишней будет разработанная инструкция для службы охраны, контролирующей пропускной режим на территории предприятия.
- Затем нужно проработать хозяйственные операции, способные вызвать ряд вопросов у проверяющих.
Например, если компания работает с внештатными сотрудниками по заключенным договорам возмездного оказания услуг, необходимо потребовать в отделе кадров подтверждения о том, что выполняемые внештатными работниками услуги не дублируются другими сотрудниками компании в соответствии с их должностными обязанностями.
А если компания сотрудничает с большим числом поставщиков, совсем нелишне будет провести самостоятельно предварительную проверку с целью выявить возможные фирмы-однодневки.
Для этого нужно:
- собрать полный пакет документов с подтверждением, что организация соблюдает необходимую осмотрительность и осторожность при выборе нового контрагента. Такими документами могут быть данные с официального сайта ФНС России;
- запросить необходимые выписки из ЕГРЮЛ;
- вместе с этим запросить у контрагента документы, требующиеся для заключения договора: учредительные акты, справки с подтверждением полномочий руководителя организации и его главного бухгалтера, копии паспортов обоих, официальную выписку из ЕГРЮЛ, оформленную до заключения договора;
Кроме того, необходимо уточнять позиции налоговых служб и судов по поводу того, какие именно действия будут означать проявление необходимой осторожности и должной осмотрительности.
Контрагентов, на которых приходится основной удельный вес всех поставок товара в сравнении с общим оборотом за выбранный налоговый период, есть смысл проверить намного глубже. Для этого направить в местную налоговую инспекцию официальный запрос с просьбой предоставить всю существующую информацию о выполнении данным контрагентом налоговых обязательств за контролируемый период времени.
Если ответа от налоговых органов не последует, налогоплательщик будет иметь у себя копию этого запроса с отметкой от налоговых служб о получении или заверенное почтовое уведомление. Эти данные будут подтверждением тому, что налогоплательщик пытался самостоятельно проверить контрагента, а значит, позволит в будущем снять все вопросы и доначисления, непосредственно относящиеся к работе контрагента, или отстоять свои права в суде.
Больше полезной информации вы найдете в Системе Главбух.