Или история о том, как российским налогом на Google обложили... их конкурента Facebook

"/>
КГ Ермак

Или история о том, как российским налогом на Google обложили... их конкурента Facebook

Или история о том, как российским налогом на Google обложили... их конкурента Facebook

Рекламными услугами одной из крупнейших социальных сетей мира Facebook пользуются многие российские компании, в чьей целевой аудитории существенна доля пользователей этой социальной сети.

Однако маркетинговая необходимость часто оборачивается для бухгалтерии большой проблемой. Насколько известно редакции, договоры и акты в бумажном виде Facebook не предоставляет, сделка заключается путем принятия публичной оферты на интернет-сайте этой социальной сети, способы оплаты для коммерческих организаций далеко не самые удобные.

Из-за этого многие компании вообще отказываются от попыток учесть рекламу на данной площадке в расходах, ведь трудозатраты на попытки сделать данные рекламные расходы документально подтвержденными в целях НК РФ в денежном выражении часто существенно превышают размер самих расходов.

Кроме того, в соответствии с абз. 5 пп. 4. п.1 ст. 148 НК РФ российские компании при покупке рекламных услуг на интернет-площадках у иностранного контрагента должны были выступать в роли налогового агента по НДС (до 01.01.2019), т. е. исчислять и оплачивать НДС в бюджет РФ с суммы сделки. В результате рекламу обычно оплачивали со счетов/карт физических лиц.

Однако при покупке рекламы от лица «физиков» российского НДС-а не возникало вплоть до 01.01.2017, когда в России начали действовать поправки в Налоговый Кодекс (ФЗ от 03.07.2016 N 244-ФЗ) в части НДС с электронных услуг (к которым отнесли и рекламу на Facebook), названные СМИ «налогом на Google».

Согласно этим изменения, при оказании электронных услуг российским физ. лицам иностранные организации должны были зарегистрироваться в ФНС РФ и уплачивать российский НДС с реализации. Компания Facebook некоторое время сомневалась, но в итоге решила выполнить требования российского законодательства и зарегистрировалась в апреле 2017 г. как плательщик НДС в налоговых органах РФ (https://lkioreg.nalog.ru/ru/registry#, поиск по слову Facebook).

Для российских юридических лиц, напрямую покупавших рекламные услуги у Facebook, не изменилось в 2017 г. ничего, кроме номера абзаца применимой нормы, он поменялся с 5 на 12 (абз. 12 пп. 4. п.1 ст. 148 НК РФ).

Начиная с 01.01.2019 года правила в очередной раз изменились (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ), теперь в части электронных услуг российские заказчики — юридические лица — больше не выступают в роли налоговых агентов по НДС. Facebook уплачивает российский НДС самостоятельно, а счета на свои услуги формирует с учетом российского НДС. Обратите внимание на то, что данный НДС российские покупатели могут спокойно принять к вычету в полном объеме.

Для этого в книге покупок нужно будет зарегистрировать расчетный документ (пп. 2.1 ст. 171 НК РФ), т. к. счета-фактуры иностранные компании не выдают. Не нужно заполнять отдельные листы в декларации и следить за датой перечисления НДС в бюджет. Но не забудьте использовать расчетную ставку (20/120), т. к. именно по ней облагаются данные услуги.

Также обратите внимание на то, чтобы указать ИНН юридического лица в настройках личного кабинета Facebook (https://www.facebook.com/business/help/370397740369038), иначе из расчетного документа не будет видно, в чей счет он выставлен и с вычетом будут проблемы.

Платить НДС в качестве налогового агента за иностранные организации при покупке электронных услуг не придется, даже если они сами не зарегистрируются в ФНС РФ и не уплатят НДС с суммы сделки, — об этом Минфин упоминал отдельно в письме от 18.07.2019 N 03-07-08/53397. Если какой-то мелкий иностранный поставщик не зарегистрируется в российской ФНС как плательщик НДС с электронных услуг, то вычет, разумеется, получить не удастся, но и российский НДС к цене такой поставщик, очевидно, не добавит.

Все вышеуказанные изменения никоим образом не решили проблему с учетом расходов в целях расчета налога на прибыль. На данный момент их можно легализовать только если покупать услуги Facebook через посредников. Но услуги данных посредников тоже не бесплатные. К сожалению, в данном направлении законодательных инициатив в пользу российских налогоплательщиков пока не видно.


Более подробно см. информацию в Cистеме Главбух: как платить НДС при реализации электронных услуг.

Вы можете оставить заявку на демо или купить в нашем онлайн-магазине.
ЗАПРОСИТЬ ДЕМО-ДОСТУП КУПИТЬ СО СКИДКОЙ 10%
Сперанский Михаил Игоревич
Автор статьи:
Сперанский Михаил Игоревич,
Государственный советник Российской Федерации,
эксперт Образовательного центра «ЕРМАК».


Возврат к списку