Сайт признают в бухучете нематериальным активом при признаках из пункта 4 ФСБУ 14/2022 и стоимости не ниже лимита, установленного в учетной политике.
При этом не важно, какие у компании права на сайт: исключительные или неисключительные (например, полученные по лицензионному договору). Но важно проверить, способен ли сайт сам приносить экономические выгоды в будущем (разъяснения ПКР (SIC) 32).
Другие признаки сайта как нематериального актива из пункта 4 ФСБУ 14/2022:
- сайт предназначен для использования в деятельности организации, предоставления во временное пользование или управленческих нужд;
- организация предполагает использовать сайт более 12 месяцев или операционного цикла, длительность которого превышает один год;
- сайт способен приносить экономические выгоды в будущем;
- у организации есть исключительное право на сайт, подтвержденное документами, или он получен по лицензионному договору или иному договору;
- организация может ограничить доступ иных лиц к получение экономических выгод от данного сайта.
Для квалификации сайта в качестве НМА используйте разъяснения ПКР (SIC) 32 «Нематериальные активы затраты на веб-сайт» (введены в действие на территории РФ приказом Минфина от 28.12.2015 217н). Разъяснения относятся к МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы». Основание для их применения в российском учете пункт 7.1 ПБУ 1/2008. В ситуациях, не прописанных в ФСБУ, он требует обращаться к МСФО.
Для проверки способности сайта приносить вероятные будущие экономические выгоды используйте пункт 17 МСФО (IAS) Фонда Международных стандартов финансовой отчетности от 28.12.2015 38. В нем указано, что к будущим экономическим выгодам, проистекающим из НМА, могут относиться выручка от продажи продукции или услуг, снижение затрат или другие выгоды от использования актива.
Например, использование интеллектуальной собственности в процессе производства может способствовать сокращению будущих производственных затрат, а не увеличению будущей выручки. Такой сайт в бухучете можно учесть как НМА, так как он соответствует критериям актива.
Явный пример доходного веб-ресурса - это сайт, через который клиенты могут размещать заказы и который приносит прямую выручку. Другой пример сайт, на котором компания размещает чужую рекламу за деньги.
Другое дело сайт, разработанный компанией исключительно, в основном, для продвижения и рекламы продукции и услуг. Либо сайт, который создан для внутренних целей компании, например, для хранения информации о клиентах или поиска информации, но который не снижает затраты компании.
В отношении такого сайта организация не может продемонстрировать, как именно данный сайт как отдельный актив будет создавать вероятные будущие экономические выгоды.
В подобных случаях ожидаемые от сайта выгоды неотделимы от расходов по обычным видам деятельности управленческих, коммерческих, рекламных и т. д. Соответственно, расходы на создание такого сайта следует учитывать в составе данных расходов по мере их возникновения. Такие выводы приведены в пункте 8 разъяснений ПКР (SIC) 32.
Больше полезной информации вы найдете в Системе Главбух.