17.06.2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 147-ФЗ, который упразднил одно из самых устаревших и неадекватных требований для получения социального вычета по НДФЛ на приобретение лекарств.

Но давайте сначала вспомним, что это вообще такое — вычеты по НДФЛ в целом и социальный вычет на приобретение лекарств в частности. Вычеты — это механизм, который позволяет вернуть из ФНС налог, уплаченный с любого дохода, облагаемого по ставке 13%, например, — с зарплаты. Вернуть налог можно, если деньги были потрачены на обозначенные государством полезные или необходимые вещи, — покупку квартиры, образование, лечение. Либо можно не возвращать ранее уплаченный налог, а обратившись к работодателю, начать получать «чистую» зарплату, без удержания из нее налога.

Такие вычеты, как вычеты на лечение и образование, образуют общую группу — социальные налоговые вычеты. На данный момент для них установлен общий лимит в 120 000 рублей. Это, разумеется, не означает, что вам вернут все 120 000 рублей, нет, не настолько социальное у нас государство. Это означает, что если вы заработанные 120 000 рублей потратили полностью на образование/лечение, то государство вернет вам сумму налога, который был или будет удержан с данного дохода. Т. е. 120 000 * 13%, или 15 600 рублей, что тоже будет далеко не лишней помощью для человека, заболевшего настолько серьезно, что он вынужден тратить на лечение подобные суммы.

Так вот, раньше, т. е. до 17.06.2019, подразумевалось, что вычет на лечение можно было получить в том числе и при покупке лекарств, но не всех, а только тех, которые Правительство РФ включило в специальный перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201. Остальные лекарства, видимо, не имели лечебных свойств.

Перечень был не очень широким, не содержал в себе современные лекарства (последний раз обновлялся в 2007 году) и из-за этого функция налогового вычета на лечение была фактически саботирована самим фактом существования этого перечня. Правда, позднее ФНС подтвердила возможность получать вычет по лекарствам, которых не было в перечне, если при этом в перечне было их основное действующее вещество (письмо Минфина от 19.06.2015 № 03-04-07/35549, письмо ФНС от 01.07.2015 № БС-4-11/11454). Так, например, «Панзинорма» в перечне нет, но в нем есть панкреатин, который входит в состав «Панзинорма», поэтому вычет по «Панзинорму» получить можно. Положение граждан формально от этого улучшилось, но сама ситуация стала только запутаннее.

Теперь же упоминание о перечне убрали из НК РФ, поэтому вычет можно получить по любым лекарствам, назначенным врачом. Обратите на это особое внимание, — лекарство должно быть назначено врачом, а не куплено по собственной инициативе. Кроме того, подзаконные акты пока не обновили, а они были рассчитаны на существование перечня. В своем текущем виде они создают определённого рода правовые коллизии, которые могут помешать получить вычет. Так, в соответствии с порядком, установленным Приказом Минздрава РФ N 289, МНС РФ N БГ-3-04/256 от 25.07.2001, при выписке лекарств из перечня, врач должен выдать два одинаковых рецепта, на одном их которых должен стоять штамп «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», рецепт должен быть заверен печатью и подписью врача, а также печатью учреждения. Второй рецепт (без штампа), предназначен для аптеки.
Не стоит надеяться на то, что данные требования автоматически перестанут существовать после отмены необходимости наличия лекарства в перечне.

Приведу простой пример:

Вышеуказанным совместным приказом двух ведомств была установлена старая форма рецепта, которую через несколько лет Минздрав уже самостоятельно обновил. Рецепты по старым формам перестали печатать и доводить до поликлиник. Однако некоторые налоговые инспекции отказывались принимать новые бланки рецептов, мотивируя это тем, что для получения вычета ведомствами была установлена специальная форма и надо нести рецепты, оформленные именно по этой форме. Для решения такого банального вопроса потребовалось дойти аж до Верховного Суда РФ (Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2012 N АКПИ12-487).

Да, наши законодатели из Комитета Совета Федерации по социальной политике пишут (заключение № 3.8-04/1481 от 10.06.2019), что «для получения социального налога вычета теперь достаточно предоставить рецепт на лекарственный препарат, выписанный лечащим врачом, и чек о его оплате» (орфография и грамматика оригинала сохранена).

Однако у инспектора может быть свое мнение на этот счет и рецепт без штампа «Для налоговой» он может и не принять. А получить штамп — тот еще квест, у врача его может не быть, нужно будет идти к заведующей поликлиникой, которая может быть в отпуске или просто откажется ставить штамп, так как, по ее разумению (и исходя из буквальной формулировки в вышеуказанном приказе), штамп предназначен только для лекарств из перечня. Тут вы скажете, что перечень же отменили, но не будете правы, т. к. отменили не сам перечень, а необходимость наличия лекарств в перечне для получения социального вычета на лечение. На слух — то же самое, а по факту — юридическая казуистика не в вашу пользу. Ведь сам перечень находится в подзаконном акте, — Постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 N 201, которое должно изменить само Правительство, а не Госдума, и чего оно еще не сделало.

Потом вы приходите с этим очень весомым мнением заведующей к инспектору, а тот говорит, что там в Минздраве люди ничего в налогах не понимают, что приказ после отмены необходимости наличия лекарств в перечне нужно толковать расширительно, что он теперь распространяется на все лекарства и ему нужен штамп. В суд вы не идете, т. к. ваше время стоит дороже возможного вычета, а норма о социальном вычете на приобретение лекарств еще на неопределенное время остается чисто декларативной.

Более подробно о других вычетах, которые уже сейчас более чем реально получить, смотрите в материалах системы Главбух по ссылкам:

Возврат к списку