ФНС выпустила письмо о том, что налоговики на местах должны соблюдать процессуальные сроки, установленные НК РФ – сроки проверок, рассмотрений, оформления бумаг.

Судебная практика сложилась так, что нарушения отдельных процессуальных сроков не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам. Но соразмерно уменьшает сроки принудительного взыскания налоговой задолженности вплоть до утраты возможности такого взыскания.

Негативные последствия нарушения процессуальных сроков

Если в ходе налогового контроля налоговики нарушили отдельные процессуальные сроки, существенным последствием этого может быть то, что при нарушении каждого срока соразмерно уменьшаются сроки на принудительное взыскание задолженности, а также сроки банкротства. В ряде случаев это может привести к тому, что уже невозможно будет взыскать недоимку, а участие налоговиков в делах о банкротстве будет затруднено.

Налоговым органам предписано стараться “вписываться” в установленные сроки. Откладывать рассмотрение материалов налоговой проверки в пределах отведенных сроков можно только по объективными причинам. Например, из-за отсутствия проверяемого лица.

Какие процессуальные нарушения не стоит оспаривать

От того, насколько значительно нарушение, зависит перспектива обжалования решения инспекции.

Нарушения каких норм НК РФ налоговиками суды не будут рассматривать как единственное основание для отмены решения? Все они перечислены в комментируемом письме. ФНС при этом ссылается судебную практику ВАС и КС РФ (см. таблицу 1).

“Неоспоримые” нарушения ФНС

Норма НК РФ Содержание Срок
Статья 70 Сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения
Статья 88 пункт 2 Камеральная налоговая проверка – 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
– 2 месяца со дня представления декларации по налогу на добавленную стоимость
Статья 89 пункт 6 Выездная налоговая проверка Не более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев
Статья 100 пункт 1 Составление акта налоговой проверки По результатам выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. По результатам камеральной проверки при выявлении нарушений – в течение 10 дней после окончания проверки
Статья 100 пункт 5 Вручение акта налоговой проверки В течение 10 дней со дня истечения срока дополнительных мероприятий налогового контроля
Статья 101 пункт 1 Принятие решения по результатам рассмотрения акта налоговой проверки, других материалов, письменных возражений по указанному акту, дополнительных мероприятий налогового контроля В течение 10 дней со дня истечения срока дополнительных мероприятий налогового контроля
Статья 101 пункт 6 Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (допрос свидетеля, проведение экспертизы) Не больше 1 месяца
Статья 101 пункт 9 Вступление в силу решения по проверке По истечении 1 месяца со дня вручения. Вручение – в течение пяти дней со дня его вынесения. В случае подачи апелляционной жалобы – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе
Статья 101.4. пункт 1 Выставление акта о нарушениях, выявленных вне налоговых проверок В течение 10 дней со дня выявления нарушения
Статья 101.4. пункт 6 Рассмотрение акта о нарушениях, выявленных вне налоговых проверок, и представленных материалов В течение 10 дней после истечения месяца, отведенного налогоплательщику для представления материалов по акту
Статья 101.4. пункт 10 Направление требования об уплате налога (сбора, страховых взносов) В течение 1 месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Этот срок может быть продлен не более чем на 1 месяц
Статья 140 пункт 6 Принятие вышестоящей инспекцией решения по жалобе (апелляционной жалобе) В течение 1 месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Этот срок может быть продлен не более чем на 1 месяц

Когда стоит побороться

К ошибкам инспекторов, которые дадут возможность выиграть спор, можно отнести, например:

  • проведение повторной проверки по одним и тем же основаниям;
  • повторное истребование документов;
  • непринятие возражений на акт проверки;
  • рассмотрение документов в период более трех лет;
  • направление документов неуполномоченному лицу;
  • направление акта по юридическому адресу, если инспекция знала о фактическом адресе;
  • проведение проверки неуполномоченным налоговым органом.

Следует также помнить, что безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным являются такие нарушения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ):

  • необеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов;
  • лишение налогоплательщика возможности в полной мере реализовать свое право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой.

В свете комментируемого письма нарушение инспекцией срока проведения камеральной проверки не является основанием для отмены решения налогового органа. Но иногда и нарушение срока проведения проверки может являться основанием для отмены решения. Например, если суд установит, что срок камеральной проверки превышен, но в пределах срока инспекция не истребовала документы и пояснения налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 № КА-А40/2875-10).

Если налогоплательщик не был извещен о месте и времени рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, это может стать основанием для отмены решения налогового органа (см. постановление АС Московского округа от 20.01.2015 № Ф05-15735/2014 по делу № А40-19971/2014). Заметим, что главными козырями в руках компании все-таки являются ошибки в актах налоговых проверок и решениях. Если они есть (в дополнение к процессуальным срокам), то решение можно будет оспорить с большей вероятностью.

Понятие процессуальных сроков

Процессуальные сроки – это период времени, установленный законодательством для совершения процессуальных действий.

Процессуальные сроки должны устанавливаться исходя из принципа разумности сроков.

Процессуальные сроки определяются либо конкретной датой, либо указанием на событие, либо определенным периодом времени. Такие сроки исчисляются годами, месяцами или днями. Они делятся на два вида: законные и судебные. Законные сроки устанавливаются федеральным законодательством. Судебные сроки устанавливаются судом, производящим судопроизводство по конкретному гражданскому делу.

Эксперт “НА” С.М. Львовский 


Источник: http://www.buhgalteria.ru/article/n171685

Возврат к списку