КГ Ермак
Чего ждать налогоплательщикам от органов исполнительной власти и местного самоуправления, от ревизоров и инспекторов всех специализаций, жанров и мастей в 2019 году? Ответ на этот вопрос можно найти в письме Минфина России от 31.10.2018 № 06-04-11/01/78417. И ответ этот прост – ничего хорошего.

Чего ждать налогоплательщикам от органов исполнительной власти и местного самоуправления, от ревизоров и инспекторов всех специализаций, жанров и мастей в 2019 году? Ответ на этот вопрос можно найти в письме Минфина России от 31.10.2018 № 06-04-11/01/78417. И ответ этот прост – ничего хорошего.

Почти как в том анекдоте: «Доктор, я жить буду?» – «Будете, но вряд ли вам такая жизнь понравится». Потому что на всех на нас предписано охотиться, как, скажем, на зайцев, причем с той же целью.

Минфин рекомендует

Руководство по такой охоте Минфин России как раз и направил в субъекты РФ вышеупомянутым письмом. Полное название документа: «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Фолиант на 45 страниц. Не хочется лишний раз тревожить дух Гете с его «Фаустом», но штука у чиновников действительно получилась сильная.

Все предлагаемые финансистами меры по обеспечению «сытости» бюджетов разделены на четыре раздела. Проанализируем рекомендации, которые касаются практически нас всех.

Повышение эффективности администрирования доходов

Местным властям рекомендуется, в частности, расширять составы комиссий по снижению неформальной занятости, мониторингу уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях и в организациях. Активизировать работу по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты налога на доходы физических лиц, а также деятельность по легализации иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов. Предпринимать должные и своевременные меры по профилактике налоговых нарушений и предотвращению банкротства предприятий и организаций. Неусыпно мониторить финансовое состояние крупных предприятий с целью прогнозирования налоговых поступлений.

Из всего вышесказанного следует, что:

  • активизируют свою работу так называемые «зарплатные комиссии», где работодателя будут убеждать платить «белую» зарплату, а также комиссии «банкротные». Рекомендуется обращать внимание на выявление задолженностей по выплате заработной платы, занижение уровня заработных плат и занижение численности работников (по сравнению со средними уровнями по отрасли). В качестве критического уровня по зарплате Минфин России рекомендует ориентироваться на уровень в две трети от среднего уровня зарплаты по отрасли. А упор на критерий «среднеотраслевой численности» означает, что «под одну гребенку» могут попасть крупный завод и маленький частный цех с тем же ОКВЭД, крупное агентство и семейная фирмочка, где работают только муж и жена;
  • увеличится количество проверок, проводимых миграционной службой, а соответственно – и количество штрафов. Финансовое ведомство рекомендует активизировать работу по легализации трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешительных документов, что даст возможность увеличить сборы по НДФЛ, а также страховые сборы по обязательному медицинскому, социальному и пенсионному страхованию. Особенно эффективными может оказаться проведение рейдов с участием участковых инспекторов, сотрудников территориальных органов МВД по вопросам миграции, налоговых органов, органов местного самоуправления;
  • к работе по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты НДФЛ будут привлекать управляющие компании и наиболее «доброжелательных», неравнодушных и социально активных жителей многоквартирных домов, почитающих за благо «утопить» ближнего своего. В качестве механизма, позволяющего заинтересовать управляющие компании выявлять подобные случаи и сообщать о них, изобретательные федеральные чиновники советуют местным властям выдавать из местных бюджетов стимулирующие гранты. Ну и конечно организовывать «горячие линии», где любой гражданин сможет создать своему соседу кучу неприятностей, просто сообщив по телефону, что его квартира сдается «в обход налога». После получения информации о том, что та или иная квартира сдается в наем, представители соответствующей комиссии, включающей специалистов налоговых органов, могут проводить рейдовые мероприятия, чтобы официально зафиксировать сложившуюся ситуацию;
  • при банкротстве всеми правдами и неправдами в первую очередь будет погашаться задолженность по налогам, в том числе и за счет привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц;
  • в отношении крупных компаний фактически открытым текстом разрешается устанавливать пресловутые «планы» по налогам (хотя ни для кого не секрет, что негласно они действуют и сейчас).

Выявление потенциальных доходных источников бюджетов

Если у кого-то чего-то не хватает, значит он – правильно – просто плохо ищет. Претворяя этот тезис в жизнь, Минфин России советует «регионалам» активизировать работу по выявлению незарегистрированных средств водного транспорта и уплаты налога на эти транспортные средства, развивать систему видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Запускать в эксплуатацию больше платных парковок и платных автодорог. Не скупиться на повышение ставок налога на имущество организаций и увеличение ставок транспортного налога для мощных, дорогих и элитных автомобилей. Полагая, что этой возможностью могут увлечься чрезмерно, чиновники как бы заранее предостерегают: «В пределах, установленных федеральным законодательством».

Наконец, предлагается поскорее запустить «единую методику оценки налоговых льгот» и «активнее внедрять передовой опыт регионов по реализации проектов, частично финансируемых за счет добровольных пожертвований граждан» а также развивать институты «софинансирования и самообложения граждан».

Говоря более понятным языком, предлагается следующее:

  • перевести на коммерческую основу (передать коммерческим организациям) системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения и взыскания штрафов. То есть всем нам наконец откровенно и официально разъяснили, что камеры ставятся вовсе не для безопасности движения и сохранения человеческих жизней, а исключительно «для штрафов»;
  • уничтожить бесплатные парковки там, где они почему-то еще остались;
  • повысить ставки транспортного налога и налога на имущество до максимально возможного предела;
  • снизить до минимально возможного предела количество налоговых льгот (еще лучше – извести их «под корень);
  • что касается рекомендации по внедрению «передового опыта добровольных пожертвований», то она при умелой трактовке может существенно расширить возможности для самоуправства на местах и фактически легализовать «чиновничий беспредел» или даже «институт завуалированного взяточничества» как таковой. Хрестоматийно же все: «А не будут брать – отключим газ!» Цель – благая, значит и средства оправданы. В качестве примера «самообложения» и добровольного пожертвования рискну привести следующий, совсем недавний: «Прокуратура Смоленской области не нашла нарушения в приобретении администрацией региона автомобиля Lexus LS 500. Иномарку властям Смоленской области безвозмездно передала микрокредитная организация ’’Смоленский фонд поддержки предпринимательства’’». В ведомстве добавили, что «Смоленский фонд поддержки предпринимательства» является некоммерческой организацией. «Действующим законодательством не предусмотрен запрет на безвозмездное принятие имущества от некоммерческих организаций. Оснований для вынесения актов прокурорского реагирования не выявлено», – уточнили в прокуратуре. Ну ежику же понятно, что не взятка никакая!

Развитие экономического потенциала регионов

Подзаголовок вроде бы вполне нейтральный. Наполнение, однако, достаточно пугающее. Предписано, во-первых, активизировать работу по проверке соответствия фактического использования земельных участков разрешенным видам использования, а также выявлению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. А во-вторых – проводить предварительную оценку эффективности предлагаемых к внедрению мер поддержки бизнеса (налоговые льготы, технопарки, бизнес-инкубаторы и т. д.).

В переводе сие означает не что иное, как усиление контроля за целевым использованием земельных участков с санкциями вплоть до изъятия земель и поддержку бизнеса только при условии увеличения налоговых поступлений. Что будет с тем, кого поддержали, а он, что называется, не оправдал, остается только догадываться. Бесплатный сыр – только в мышеловке, а Уголовного кодекса у нас на всех хватит.

Совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию

Этот сказ как бы не про нас, но на самом деле только на первый взгляд. На самом деле в этом подразделе как раз и сокрыта вся суть. Предлагаемые меры:

  • развитие системы стимулирования органов местного самоуправления к увеличению доходной базы местных бюджетов путем составления рейтингов органов местного самоуправления;
  • совершенствование системы стимулов для местных властей к увеличению налоговых доходов от источников на своей территории.

Переводим и переосмысливаем: если местная власть не будет выполнять рекомендации, то и никакой помощи от центра не получит. «Держаться» придется без денег. Так что выполнить их ей придется. И нам с вами – тоже.

Нелирическое отступление

Цель документа – увеличение доходов регионов путем роста экономического и налогового потенциалов. Минфин России рекомендует регионам в поисках нужных им средств «поскрести по сусекам» (как в сказке о Колобке) и хорошенько «тряхнуть» налогоплательщиков. Или, может, лучше – «растрясти»? Ну, как Алиса с Базилио трясли «богатенького Буратино». Правда, ожидаемого эффекта это, помнится, не принесло. Да и «буратины» нынче уж не те пошли – с кого есть что взять – изворотливые, а кто попроще да почестнее (глупее) – с тех и взять-то нечего. Но скрести по сусекам и трясти всех кого попало все же придется.

Напрягите ухо, и вы услышите равномерное гудение, похожее то на голодный вой, то на бурчание в утробе давно не евшего существа. Это не собака Баскервилей. Это подает голос его величество Бюджет. Тот самый, всегда встающий из-за стола с легким чувством голода. Смотрящий, словно волк, в лес, как бы его ни кормили. Робин Бобин Барабек, скушавший уже не сорок, а миллионы раз по сорок человек, коров, быков и кривых мясников. Бездонная Марианская впадина, где ни черта не видно. И он не угомонится, даже если слопает доходы всех самозанятых (хотя вряд ли они дадут ему это сделать). Он не насытится, если ему скормят все «забытые» вклады граждан.

Вклады «до невостребования»

Поясняем: речь идет о предложении передавать в бюджет невостребованные банковские вклады, которое сейчас рассматривает Комитет Госдумы по финансовому рынку. Объем «зависших» средств на счетах «спящих» клиентов оценивается в миллиарды рублей. Клондайк. Эльдорадо. Особенно принимая во внимание то, что многие фактические владельцы таких вкладов «спят» не просто в фигуральном смысле, но еще и вечным сном. Ведь чаще всего «зависшими» становятся счета умерших, о наследстве на имущество которых не заявили родственники. Согласно пункту 1 статьи 1152 и пункту 1 статьи 1154 Гражданского кодекса РФ, наследники имеют право принять наследство в течение шести месяцев с даты смерти. Причем сам банк такой счет закрыть не может.

«Также данная участь может коснуться средств номинальных держателей ценных бумаг и тех участников акционерных обществ, которые себя никак не проявляют, соответственно, не получают дивиденды. Суть заключается в том, чтобы определиться с этими ресурсами», – заявил глава комитета Анатолий Аксаков. «Определиться», разумеется, надо – чего добру пропадать. И нынешняя попытка – далеко не первая. Вот только раньше все эти невостребованные средства предлагалось перенаправлять на благотворительность, но сейчас, понятное дело, не до нее. Если посмотреть на Запад, мы увидим что-то подобное, но тоже с оговоркой. К примеру, такая практика с 2015 года существует в Швейцарии: там невостребованные вклады передают в пользу государства, но только в том случае, если по ним не было никаких движений в течение 60 лет. Мы же, традиционно любящие быструю езду, так долго ждать не можем. Поэтому нашим «невостребованным» и 10 лет – это слишком много. Нам бы попроще: годика три и «было ваше – стало наше». Предупреждаем, у нас длинные руки – из могилы достанем.

А если дело «конфискации» забытого наладится, то руки рачительных государственных «освоителей» могут дойти и до недвижимости. Может, и ее тоже кто-нибудь забудет.

Государственный интерес – пополнить казну в условиях, когда другие источники ее пополнения явно оскудевают, – вполне объясним. А тут 300 миллиардов рублей или даже больше. А с акциями – так, может, и целый триллион. Неплохая прибавка к бюджету, который, по официальным данным, и так уже «накормлен», то есть профицитен в этом году. Бюджет профицитен, а вот в отношении граждан и бизнеса продолжают изобретать все новые и новые поборы вместо того, чтобы своим профицитом поделиться. Ну да ладно, на то они и изобретатели.

Обратите внимание

В своей «методичке» Минфин России советует региональным властям искать конвертные схемы в компаниях, которые письменно не отчитываются о приеме на работу по заявленным вакансиям в ЦЗН, устанавливать побольше камер на дорогах, чтобы собирать побольше штрафов и «покончить» наконец с бесплатными парковками. Предлагается так же давать гранты управляющим компаниям, которые «стучат» на тех, кто сдает квартиры неофициально и стимулировать граждан заниматься «самообложением».

Вот только изъян «конфискационной» новации заключается в самой ее концепции. Да, допустим, человек ушел в мир иной, не оставив точного и исчерпывающего описания своего наследства. И часть его действительно осталась невостребованной. Как быть? Искать? В законопроекте упомянуты некие попытки найти обладателя или наследника «забытого вклада». Но какие попытки будут считаться исчерпывающими? Может, будет достаточно того, чтобы, скажем, банк послал уведомление по адресу регистрации вкладчика и, не получив ответа, спокойно позвал «экспроприаторов»? У нас миллионы людей живут не по месту регистрации. У нас давно уже судебные и многие другие органы считают, что человек «уведомлен», если ему отправили заказное письмо. Даже если оно потом пришло обратно. Судебные решения в отсутствие ответчика выносятся. Теперь таким же «облегченным образом» будут обходиться с собственностью на сотни миллиардов. Притом, что найти наследника еще труднее, чем непосредственного владельца. Кто будет этим озабочен? Банк? Зачем ему этот надо? Особенно если введут новую графу отчетности по части перечисления «невостребованных вкладов».

Нам кивают на Запад. Мы уже посмотрели на Швейцарию с ее 60-летним «сроком невостребования», теперь давайте глянем на другие страны, где сроки эти гораздо меньше. Но там (в тех же США, к примеру) наследники такой собственности или сами владельцы имеют бессрочное (это ключевое слово) право потребовать свои деньги обратно. После того, как деньги поступили в какую-нибудь программу «на общественное благо», их все равно можно найти и вернуть. Для это к услугам граждан как федеральный ресурс – специальный портал, где собраны все случаи, так и услуги всевозможных частных компаний, которые за 10% найдут вам ваши деньги. Или вашим наследникам, заподозрившим, что они что-то недополучили. После чего средства возвращаются в полном размере (за вычетом комиссии посредникам и поисковикам). Из казны штата. Еще раз повторим – без срока давности.

Если такой же порядок, гарантирующий безусловное и именно бессрочное право на восстановление прав собственности законными владельцами, будет прописан в российском законе, то это будет самой главной гарантией того, что частная собственность в стране охраняется законом. В противном случае это рискует превратиться в произвольные конфискации с массой «заинтересованных» контрагентов, как у нас водится в таких случаях. Кроме того, должен быть четко прописан обязательный порядок поиска владельцев и наследников. Но наши законотворцы ничего подобного не предлагают: еще чего не хватало – конфискации обратную силу придавать. Упало – пропало.

Есть и еще одна опасность: прослышав о том, что в Госдуме готовится некий закон о «конфискации» вкладов, многие не станут разбираться в деталях и тонкостях. Особенно если эта история обрастет паническими слухами. Почувствовав очередной подвох от государства, граждане могут начать совершать массовые «набеги на банки», изымая – на всякий случай – оттуда свои деньги и складируя их «под матрасом».

Так что нельзя исключать, что результатом панической, основанной на глубоком недоверии граждан ко всему, что делает власть, реакции на новый закон станет не выгода бюджету и финансовой систему в целом, а сплошной убыток. К тому же многие, прознав, что их кровные деньги даже теоретически могут попасть в казну и пущены потом невесть на что, а то и разворованы, предпочтут «назло врагам» изъять их, не дожидаясь собственного отправления в вечность.

Взятки: вред и… польза

Но даже если «экспроприация невостребованного» все же состоится, упомянутые невостребованные миллиарды, повторимся, переварятся в желудке нашего Барабека очень быстро. И – снова сусеки, скребок, пот со лба, надежды на лучшее, напряженная работа разума. Гениальная мысль подкралась незаметно, быстро оформившись сначала в законопроект № 544566-7, а затем и в Закон от 03.10.2018 № 351-ФЗ. Заработает с 1 января 2019 года. Суть предельно проста: конфискованные у коррупционеров средства будут перечислять в бюджет ПФР (это как бы младший брат нашего федерального Робина-Бобина). На благое дело, то есть, пойдут. Гуманистический принцип «убил бобра – спас дерево» наконец обрел достойное место в российском законодательстве.

Давая взятку чиновнику здесь и сейчас, ты обеспечиваешь себе (да и не только себе) достойное существование в будущем. Важно только правильно «сдать» коррупционера и не попасться самому. Круг замкнулся. Делая что-то как бы плохое (давая или вымогая взятку) ты в конечном счете поступаешь как бы хорошо.

Осталось только наловить взяточников – побольше и покрупнее. Но за этим, скорее всего, дело не станет. Например, при отделениях полиции можно создать подразделения «тайных взяткодателей» (по аналогии с тайными покупателями). Будут шастать из кабинета в кабинет и предлагать деньги – в надежде, что кто-нибудь да «поведется». Или тайком засовывать пачки купюр прямо в карманы. С «засудить», конечно, посложнее будет. А вот в том, что этим денежным конфискатом бюджет ПФР насытится – большие сомнения. Разве что чувство голода притупит, червячка заморит.

В общем, по большому счету, все эти методы – экзотика и популизм. Накормить бюджет могут только налоги, квазиналоги и еще раз налоги. Которые руководство страны обещало не увеличивать, а они почему-то растут.

Правительство развернули лицом к налогам

Ну да, как ту избушку на курьих ножках. Получается, что до этого оно стояло к ним если не задом, то вполоборота, что ли. Ну, в общем, так, чтобы не смотреть правде в глаза и не видеть, как они повышаются.

Так вот, однажды Михаил Викторович нажаловался Владимиру Владимировичу, что россиян фактически задушили налогами, и тот поручил Дмитрию Анатольевичу со всем этим разобраться. Мы не издеваемся – на самом деле все так и было, но некоторые подробности, конечно, не помешают.

Глава государства Владимир Путин встретился с руководителем Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и узнал от него о якобы сильном росте «фискальной и квазифискальной нагрузки на население». «В последнее время растут различные обязательные выплаты, неоправданно повышаются штрафы, в том числе за нарушение ПДД, цены на бензин, налоги по кадастровой стоимости на земельные участки и недвижимость. И это на фоне роста цен в магазинах в связи с инфляцией. Все это болезненно воспринимается людьми», – отметил Михаил Шмаков. Дабы удостовериться в правдивости слов профсоюзного лидера, президент и подключил к делу главу правительства Дмитрия Медведева: «Надо провести анализ того, что происходит по отраслям и по регионам, понимать, что реально, в реальной жизни там происходит. Не на бумажках, а в реальной жизни». В общем, отправил главу кабмина за МКАД и дальше – посмотреть, растет ли в реальности налоговая нагрузка на российских граждан в регионах по отдельным отраслям или все это г-ну Шмакову во сне привиделось. И теперь все зависит от того, будет ли г-н Медведев смотреть на ситуацию нормальными глазами («широко закрытыми» уже не получится) или традиционно – через розовые очки. И как он отрапортует президенту. Ведь что мы имеем сейчас: граждане России платят НДФЛ, налог на имущество, землю и транспорт. Акцизы, НДС и прочие сборы включаются в стоимость товаров и услуг, которые приобретаются населением, а страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования и Фонд соцстрахования платит работодатель.

Что имеется в виду под квазифискальными платежами? Финансово-экономический блок правительства и экспертное сообщество до сих пор ведут дискуссию по этому поводу. Теоретически к квазифискальной нагрузке можно отнести платежи за жилищно-коммунальные услуги, включая взносы за капремонт. Можно учитывать непрямые налоги. Так, например, акцизы на бензин включаются в конечную цену и переносятся на потребителя. Бремя уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), который с 2019 года повышается до 20%, тоже несет потребитель. Сам г-н Шмаков в качестве примера квазифискальной нагрузки привел исполнительский сбор 7% за взыскание штрафов за нарушение ПДД судебными приставами.

Формально правительство ставки для населения не повышает. Оно действует тоньше. Например, с помощью перехода на кадастровую стоимость при исчислении налога на имущество. Это привело к резкому скачку фискальной нагрузки. По данным ФНС России, если в 2013 году граждане заплатили 22 миллиарда рублей налога на имущество, то в 2017 году почти в семь раз больше – 144,7 миллиарда.

Обратите внимание

«Исходя из принимаемых мер по повышению доходов федерального бюджета можно увидеть, что налоговая нагрузка на бизнес и население в следующем бюджетном цикле будет возрастать как за счет роста ставок отдельных налогов и неналоговых (квазифискальных) платежей, так и за счет ужесточения налогового администрирования», – утверждают эксперты Российского экономического университета имени Плеханова.

Чуть менее агрессивно власти корректировали фискальную политику в области транспорта и земли. Но и тут нагрузка существенно возросла. С 2013 года в 1,6 раза выросли сборы транспортного налога с физических лиц (до 127,6 млрд руб.) и в 1,2 раза повысились поступления от земельного налога (до 186 млрд руб.).

Очень неплохо государство «заработало» на разгоне ставок акцизов. Они начисляются на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, пиво и другой алкоголь, табачную продукцию, нефтепродукты. Если в 2013 году консолидированный бюджет получил акцизов на 952,5 млрд рублей, то в 2017 году доходы по этой статье подскочили в 1,6 раза и составили 1,521 трлн рублей.

Весь текущий год росли цены на бензин. По данным Росстата, к 6 ноября литр Аи-95 в среднем подорожал на 9,5%, а литр дизеля подскочил в цене на 11,5%. Правительство разработало на следующий год специальный компенсационный механизм для нефтяников, а крупнейшие игроки отрасли подписали специальное «бензиновое» соглашение. Но дать 100-процентную гарантию того, что это поможет остановить повышение цен, нельзя. Ранее Счетная палата РФ и Федеральная антимонопольная служба высказывали опасение, что очередное повышение акцизов с 1 января 2019 года не позволит остановить этот рост.

Что касается ставки НДФЛ (подоходного налога), то она с начала нулевых годов нового века составляет 13%. Минфин России категорически против введения прогрессивной шкалы. Рост налоговых сборов здесь идет в основном благодаря увеличению зарплат (в частности, за первые девять месяцев этого года они выросли в номинальном выражении на 11,1%), а также действиям правительства и налоговиков по выводу доходов из тени в легальный сектор.

По итогам 2017 года ФНС России собрала 3,251 трлн рублей НДФЛ, что на 7,7% выше, чем в 2016 году. За январь-август этого года собрано 2,281 трлн рублей. Это 16,8% от общего объема налоговых поступлений. Больше дали только налог на добычу полезных ископаемых (27,7%) и налог на прибыль (20%).

НДС также не повышался. Но все изменится уже с 1 января 2019 года, когда ставка вырастет с 18 до 20%. Это приведет к скачку инфляции и негативно скажется на доходах населения, признавало ранее Минэкономразвития. Зато бюджет дополнительно получит около 620 млрд рублей.

Из-за повышения НДС вырастут тарифы на жилищно-коммунальные услуги. С 1 января 2019 года они будут проиндексированы на 1,7%, а с 1 июля того же года – на 2,4%. «Самостоятельно» увеличится для граждан плата за мусор. Ряд регионов, где заработали проекты по новой системе обращения с твердыми бытовыми отходами, уже ощутили рост «мусорного тарифа».

Например, Ивановская область уже перешла на новую систему. Если ранее стоимость услуги по вывозу коммунальных отходов составляла 2,5 рубля с квадратного метра, то теперь с человека берут в районе 86 рублей. По данным участников Комитета Госдумы по ЖКХ, плата за вывоз твердых бытовых отходов в коммунальном секторе повысилась на 12%.

Менее конкретен вице-премьер Виталий Мутко: «Рост, конечно, есть, и в некоторых регионах очень серьезный. Страшно сказать». Конечно, страшно, потому что даже такой закаленный человек, как г-н Мутко, не может не содрогаться от голодного воя не столько недокормленного, сколько ненасытного бюджета.

Остается надеяться, что глава правительства изучит ситуацию досконально, переборет все свои страхи и доподлинно расскажет президенту, как оно там, не на бумажке, а в реальной жизни. А там поглядим. В конце концов, в любом абсурде есть своя система.

Владимир Кирюхин, корреспондент «ПБ»


Источник: http://www.buhgalteria.ru/article/n168738

Узнать больше о Системе Главбух

Вы можете оставить заявку на демо или купить в нашем онлайн-магазине.
ЗАПРОСИТЬ ДЕМО-ДОСТУП КУПИТЬ СО СКИДКОЙ 10%
Сперанский Михаил Игоревич
Автор статьи:
Сперанский Михаил Игоревич,
Государственный советник Российской Федерации,
эксперт Образовательного центра «ЕРМАК».


Возврат к списку